Статьи

ФИАТ-124, или ВАЗ-2101

Скажите, много ли советских Жигулей Первой модели можно сейчас встретить на дорогах нашей страны? Ответ, скорее всего, будет отрицательным.

Хотя, всё ещё встречается та самая знаменитая «копейка», которая до сих пор служит верой и правдой своим владельцам, несмотря на то, что техническое состояние этих машин, по правде говоря, порой оставляет желать лучшего. А ещё у нас есть умельцы, которые создают из обычной первой модели Жигулей настоящие шедевры, и эти воистину уникальные машины могут поспорить, а то и обогнать по динамике, приёмистости и комфорту многие современные иномарки. Так почему же для тюнинга выбирается именно эта модель Жигулей, и почему стать легендарной судьба была уготована именно ей, ВАЗ-2101?

В 60-е годы прошлого столетия советское правительство столкнулось с ситуацией, когда у населения скопилось огромное количество наличных денег, которые не «возвращались государству», поскольку заработанные средства гражданам было просто некуда потратить. Дело в том, что экономика в СССР была плановой и не удовлетворяла реальным потребностям советских потребителей. Практически все необходимые товары были в дефиците, и создание «народного автомобиля» могло бы решить проблему излишнего скопления средств у населения.

Тогда советское правительство решило построить автомобильный завод, который выпускал бы качественные и современные машины нового уровня, рассчитанные именно на массового потребителя. Со стороны западных компаний, в основном американских, начали поступать предложения, но они не могли быть приняты советским правительством по двум причинам: во-первых, СССР и США находились в то время в состоянии Холодной войны, и начать такое сотрудничество означало бы для советского правительства признать свою слабость, а во-вторых – цена, за которую американцы предлагали реализовать данный проект, просто потрясала воображение! Они запросили сумму, эквивалентную пяти миллиардам долларов, и это – в шестидесятые годы!

И тут на сцену выходят итальянцы. В то время Италия была коммунистической, поэтому сотрудничество с коммунистическим «братом» вполне вписывалось в идеологию советского правительства, да и цена вопроса не была такой заоблачной, как с американцами. После длительных переговоров между Советским Союзом и Италией было принято решение построить Волжский Автозавод в советском городе Ставрополь-на-Волге, который впоследствии был переименован в Тольятти, в честь лидера Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. И тут началось всеобщее ликование: были счастливы и русские, поскольку они могли получить современные западные технологии, доселе не виданные в СССР, и итальянцы, которые смогли неплохо заработать на модели, которую планировали снять с производства в связи с её моральной устарелостью.

Таким образом, выбор пал на снятый с производства в Италии Фиат-124. Ему было суждено пережить второе рождение, обрести новую Родину и получить новое имя: ВАЗ-2101. Когда в СССР доставили первую партию 124-х фиатов для проведения испытаний на Дмитровском полигоне в Московской области, наши инженеры были поражены «хлипкостью» этих нежных итальянских машин: они смогли выдержать не более пяти тысяч километров, после чего буквально рассыпались на части. У непривыкших к нашим дорогам фиатов после езды по Дмитровскому полигону появились трещины в месте соединения крыши со стойкой кузова, а задние тормозные диски вышли из строя и требовали замены после 800 километров пробега. И тогда было принято решение доработать ФИАТ-124 для надёжной эксплуатации в российских условиях.

Прежде всего, была изменена, а точнее – разработана принципиально новая конструкция двигателя: на фиатовских моторах клапана были расположены снизу, что весьма затрудняло их регулировку, а поршни имели длинный ход, что негативно сказывалось на разгонной динамике автомобиля. Соответственно, нижнее расположение клапанов было заменено на верхнее, а ход поршней уменьшен, что позволило Жигулям стать более резвыми по сравнению с фиатом. Была изменена конструкция коробки передач, передняя подвеска была усилена, а задняя – вообще переработана, что позволило инженерам снизить общую вибрацию на кузов. Кроме того, были усилены сами несущие детали кузова, такие, как пол, стойки, лонжероны и добавлены рёбра поперечной жёсткости на внутреннюю сторону капота и крышки багажника. Что касается электропитания Жигулей, на них был установлен более мощный генератор. Была изменена конструкция балки заднего моста, которая после пробных поездок на полигоне просто треснула, а задние дисковые тормоза заменены на привычные барабанные. Чтобы обеспечить запуск двигателя в условиях суровой российской зимы, наши инженеры предусмотрели отверстие в переднем бампере, предназначенное для специальной рукоятки, запускающей мотор посредством её вращения. Позаботились и о комфорте будущих водителей: в отличие от фиата, Жигули обзавелись раскладными креслами. Изменения также коснулись и внешности новой советской машины: были установлены усилительные «клыки» на переднем и заднем бамперах, изменён вид хромовых накладок на передних фарах и задних фонарях, по-другому были расположены домкратные гнёзда, новый внешний вид обрели также дверные ручки.

В общем, из довольно «сырой» итальянской машины наши инженеры сотворили чудо, которое было призвано на протяжении долгих лет радовать своего владельца и оправдывать лозунг «Машина для человека, а не человек для машины». ВАЗ-2101 – это эталон надёжности, это наша история, которая не ушла в прошлое, а продолжает радовать своих поклонников и по сей день. Ну, а сегодня соседи по потоку нашего или более старшего поколения, увидя рядом с собой вазовскую «копейку», невольно обратят своё внимание на этого теперь уже дедушку итало-советского автопрома и волей-неволей вернутся воспоминаниями в своё беззаботное детство или юность. Когда обладателю этой самой «копейки» во дворе завидовали так, как сейчас завидуют владельцу какого-нибудь Роллс-Ройса.

 

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*